Евгений Фельдман для проекта "Это Навальный"

"Сколько раз уже писали, призыв к бойкоту и одновременно к наблюдению приводит к отрицательному результату для второго пункта, что уже было доказано и на практике, в той же Свердловской области. Среднему и простому человеку совершенно непонятно, когда его зомбируют и побуждают не голосовать, но агитируют стать наблюдателем. В большинстве случаях он вообще ничего делать не будет", - пишет электоральный эксперт в Facebook.

"Штабы Навального переименовались в штабы бойкота. Его сотрудники прямо пишут, что будут призывать людей не ходить на выборы, а также ОТГОВАРИВАТЬ всех, кто намеревается это делать. Т. е., по сути, это является политической агитацией на целевую аудиторию людей с оппозиционными либеральными и демократически взглядами, чтобы они не голосовали за кандидатов, в том числе выступающих с либеральных позиций. Иными словами, кампания бойкота - это спойлерство, когда есть, может, не слишком популярные кандидаты, которые пытаются продвинуть демократические ценности и набрать свой процент, а есть структура, которой ничего не надо, но она пытается голоса оттянуть. Причем это голоса не за Путина, которому бойкот как раз повышает процент, а оппозиционных кандидатов с либеральной повесткой, чей результат идеологи бойкота хотят занизить в первую очередь.

А ведь даже если разные кандидаты и не претендуют на большой результат, то хотя бы 3% уже дают разовое государственное финансирование их партиям, что может иметь большое значение и на дальнейшие кампании.

При этом штаб Навального заявляет, что они готовы выставить до 100 тыс. наблюдателей по всей стране. Здесь нелепо выглядит не только сама цифра, но и план, от кого же эти наблюдатели выйдут на участки. Самым большим союзником наблюдения являются как раз те кандидаты и партии, против которых в первую очередь направлен бойкот.

И вот здесь уже надо будет принимать решение, насчет которого у меня пока самого нет однозначной позиции. Насколько участвующим в выборах кандидатам целесообразно сотрудничать со структурой, которая напрямую работает против них? Нужно ли в условном регионе, где нет штабов кандидатов, но есть штаб бойкота, подписывать направления на участки и отправлять главе штаба бойкота, который будет набирать и обучать наблюдателей, в том числе с неопределившимися взглядами, и переубеждать молодых людей голосовать за кандидата, который выдал ему направление? Разумно здесь задаться и вопросом, насколько вообще этично штабам бойкота пытаться эти направления получить, если они занимаются призывом не только не голосовать, но и, как уже видно, НЕ ПОДПИСЫВАТЬСЯ за кандидатов, чтобы они приняли участие в выборах.

Возможно, что такое сотрудничество еще уместно в электоральных султанатах для выездов туда, где в любом случае либеральные кандидаты почти ничего не получат. А вот насчет регионов с высоким уровнем проведения голосования я бы очень сильно подумал".