АГН "Москва" / Кардашов Антон

"Защитникам Кирилла Серебренникова. Вы все прекрасные и хорошие, но аргументы, которые вы используете, часто звучат не очень даже для меня. И дело не в том, что они слабые, а в том, что они бесят", - пишет журналист и маркетолог в Facebook.

"Кирилл Серебренников - талантливый режиссер, он снимает фильм, выпускает спектакль, его нельзя ни в тюрьму, ни под домашний арест." (Это не цитата, но я такого много видел в разных формулировках). У бухгалтера Нины Масляевой, о которой никто особо не беспокоился, больной 85-летний отец, она сама не очень молодая и не очень здоровая женщина (диабет). Она в СИЗО уже три месяца, никаких пикетов, по-моему, не было, Чулпан Хаматова за нее не подписывалась.

И я, простите, уверен, что если бы до Серебренникова руки следствия не дошли, то про Нину Масляеву никто бы и не вспомнил больше, потому что ну она же бухгалтер, мало ли что там было, такова ее бухгалтерская доля. Ну, т. е., может, ничего и не было, но мы же свечку не держали, она же бухгалтер, спектаклей не выпускает.

Как в итоге первый аргумент звучит на самом деле: да нам пофиг на всех остальных, Кирилла не трогайте только. Это нормальная позиция, но не стоит удивляться, что многие люди с ней не очень. А они с ней не очень, потому что бухгалтер им понятней и ближе, так бывает.

"Когда говорят о деле против Кирилла Серебренникова, часто вспоминают режиссера Всеволода Мейерхольда." (это цитата уже).

Ну, общее у этих двух дел, слава богу, пока только профессия главного героя. Мейерхольда пытали, осудили за контрреволюционную деятельность и расстреляли. Ну и "часто вспоминают" - что, правда, часто? Или кто-то из ваших друзей в фейсбуке про это написал, а еще сто человек полайкали? Или вы в курилке вспоминали Мейерхольда целый день и так переживали, что работать не могли? Вы, как время будет, выйдите на улицу и спросите у десяти случайных прохожих, кто такой Мейерхольд, узнаете много нового об окружающем мире и Мейерхольде.

"Дело, фигурантом которого стал Кирилл Серебренников, тоже выглядит неубедительным."

Выглядит, но никто пока и не осужден.

"Мы считаем, что это дело смахивает на сфабрикованное, потому что похожим образом были сфабрикованы дела тысяч людей, осужденных в России за мошенничество." (тоже цитата).

Это вообще бессмысленное предложение, потому что так можно сказать вообще про любое преступление. Из того, что "были сфабрикованы дела тысяч людей" (хотя никакой статистики, конечно, нет, это как "часто вспоминают" примерно, фигура речи), вообще никак не следует, что конкретно это дело сфабрикованное.

"И все же у нас нет необходимости ждать 15 лет, чтобы реабилитировать фигурантов дела "Седьмой студии."

Да, хорошо быть режиссером.

"Мы знаем, что Кирилл Серебренников должен снимать кино и ставить спектакли, а не сидеть в СИЗО."

Знаем. Эм, ну окей.

Чтобы было понятно: я не верю в "следствие разберется" и в целом за то, чтобы подозреваемые в экономических преступлениях дожидались решения своей судьбы на воле, а не в СИЗО или под домашним арестом.

Само дело - из того, что я видел в СМИ, - мне тоже кажется неубедительным. Но Кирилла Серебренникова, Нину Масляеву, Алексея Малобродского и Юрия Итина нужно оправдать не потому, что мне что-то кажется, не потому что они талантливые, не потому, что у них кино или спектакли, не потому, что это дело кому-то что-то там напомнило, и даже не потому, что кто-то считает их порядочными людьми, а потому, что они невиновны (если они невиновны).

И чтобы показать, что они невиновны, имеет смысл рассказать, как все было устроено и почему все так было устроено, - но этого никто не делает, потому что тот, кто мог бы себе позволить такое рассказать, ничего не знает, а тот, кто знает, обычно не может.

Но это единственная публичная линия защиты, которая имеет смысл. В идеальной ситуации она вообще не нужна, юридические институты придумали ровно для того, чтобы она была не нужна, но мы с вами не в идеальной ситуации, а сами знаете где. И да, наверное, нужно прикладывать очень ненулевые усилия, чтобы презумпция невиновности хотя бы частично, хотя бы в публичном поле вернула свой вес.

Все было не так, как говорит следствие, а вот так. Статья плохая, потому что позволяет слишком вольные трактовки, давайте бороться, чтобы ее изменить. Людей в СИЗО вообще сажать не надо в таких случаях, давайте вместе бороться, чтобы такого было меньше.

То, что происходит с Серебренниковым, несправедливо не потому, что он режиссер, а потому, что это несправедливо. Но вместо этого - попытка договориться, истерика, коллективная психотерапия, мольба о помощи, обращенная к высшим эшелонам. И это даже может локально сработать, и ваш друг Кирилл Серебренников отделается легким испугом, но это не победа, это вы в очередной раз упросили и вымолили - и своими мольбами вы эту систему поддерживаете, вы признаете ее силу и право.

Но нам, простым людям, довольно сложно к этому присоединиться, потому что мы не режиссеры, мы не из вашей тусовки, и мы понимаем, что вы за нас не впишетесь, как не вписались за Нину Масляеву, а система в целом вам ок, пока вас не трогают.

Но это нормально, вы не обязаны, конечно. Но ведь и мы не обязаны тогда".