Пресс-служба Президента России

"Просматривая темы и кадры прямой линии, я не мог отделаться не просто от ощущения "его прощального поклона", но и от того, что вижу столь любимую ныне историческую реконструкцию - отчет управляющего имением перед довольно сердитым барином", - пишет публицист и ответственный секретарь экспертного совета общественного движения "За права человека" в Facebook, комментируя очередную прямую линию Владимира Путина.

"Это действительно было выступление наемного слуги народа перед Его Величеством Источником Власти. Как это описывали в качестве эталона демократии самые романтические оппозиционеры. Не было никакого шварцевского дракона, ни гитлера-сталина, был потрепанный жизнью канцлер не очень большого среднеевропейского королевства.

Да, жизнь вновь постепенно налаживается, причем именно как в анекдоте про бомжа, последовательно обнаружившего на чердаке полуполную пачку сигарет, полупустую бутылку вина и полуободранный эротический журнальчик, и решившего не вешаться, сама, без описания титанических усилий либерального блока правительства.

Никакого цезарского рыка. Никаких заклятий про братский народ, стенающий под игом фашистской хунты (украинцы устали от коррупции и Запад устроил переворот, а вот россияне не считают коррупцию главным бичом, а все больше жалуются на дураков и дороги), никакой "Новороссии" и "Святой Руси".

Никакого звериного оскала короля Каина XVIII c его атомным комаром, легко преодолевающим все системы ПРО (урок с "Томагавками" и кривизной поверхности земли был впечатляющим). Никакой похвальбы сломом хребта терроризму в Сирии - просто повезло с хорошим испытательным полигоном для "самого современного оружия".

Нет и бахвальства нечувствительностью к санкциям ("пожар ей послужил немало к украшенью"), напротив, предложение "нулевого варианта" - взаимного снятия санкций и эмбарго (контрсанкций) означает, что их новое американское расширение очень напугало".

"Нет и угроз в адрес оппозиции. 26 марта и 12 июня давали Путину повод для весьма злобной риторики в адрес "провокаторов, подстрекателей и наймитов", на которую он, как мы помним, отнюдь не скупился в 2011-2013 годах. Теперь же Путин был даже сдержаннее гневных "яблочных" публицистов. Всего-то упрекнуть неназванного Навального, уже ставшего для должностных лиц, как многие отметили, неким "Темным Лордом" в организации самопиара..."

"И конечно, прямая линия показала свою необычайную нужность в качестве единственного политического института, обеспечивающего социальные гарантии.
Поскольку без опасения чиновников, что до Путина дойдет жалоба и он, встав не с той ноги, будет крут на расправу, ни одна девушка-инвалид не получит доступных ей лекарств, ни одна многодетная семья не будет переселена из барака, ни одна дорога не будет починена, ни одной бабушке не сменят протекающий кран, ни один бесплатный гектар не будет предоставлен и прочее...

Умилило, конечно, кокетство в ответ на вопросы о выдвижении на следующую каденцию. И если из формулы власти Великого инквизитора из "Легенды" Достоевского - "чуда, тайны и авторитета" Путин теряет первый и третий компоненты, то пусть хоть остается даже и не тайна, а так, секретик для унылого пережевывания политологами... "Опять эта проклятая неопределенность", как сказал ревнивый супруг, когда его жена, впустив соседа в спальню и раздевшись, погасила в комнате свет..."