Global Look Press

Политолог и президент Фонда "ИНДЕМ" возражает тем, кто считает участие в грядущих думских выборах аморальным, поскольку оно означает игру по правилам власти. По его мнению, подобные аргументы основаны на подмене понятий.

"Я имею в виду тезис о том, что идти голосовать постыдно и аморально, поскольку это не что иное, как участие в игре по правилам преступной власти, что легитимирует режим и продлевает его жизнь. В своем наиболее последовательном выражении эта позиция предполагает полный эскапизм - бегство от всего, что связано с политикой, уход в частную жизнь, самосовершенствование и т.п.", - пишет Сатаров на своей странице в Facebook.

"Нередко добавляют: "Вот будут честные выборы, тогда и пойду голосовать". Вопрос о том, как появятся честные выборы, либо остается без ответа, либо вызывает призыв идти на баррикады. Попытка объяснить, что это ровно то, чего ждет режим, создавая нацгвардии и перекачивая львиную часть наших налогов в институты насилия, вызывает гнев, блокирующий дальнейшую дискуссию. Такую же реакцию вызывает и напоминание об очевидных фактах, указывающих на старания власти всячески сокращать явку на выборах".

"Но не это главное. Суть в том, что эти обоснования аморальности оппозиционных политиков и граждан, намеревающихся участвовать в выборах, содержат столь же очевидную, сколь и нечестную подмену понятий. Ведь игра власти - не в плохих законах, а в постоянной практике нарушения своих же законов и манипулирования этими законами под прикрытием послушных судов. Или, может, кто-то из сторонников оспариваемой мной позиции видел, как какой-либо член "Яблока" сует в урну пачку бюллетеней или кто-то из ПАРНАСа организует карусели у участков? С таким же успехом диссидентов 70-х можно было бы обвинять в укреплении СССР с помощью их призыва "Выполняйте вашу Конституцию!" Для ясности: если бы путинский режим, сохраняя те же побудительные мотивы, не попирал бы постоянно и повсеместно действующую Конституцию, мы бы жили в другой стране..."

"Если же мне скажут, что честно победить эту власть невозможно, то я не колеблясь отвечу: "Бред!" Только честно и возможно, ибо это первое, что должно отличать оппозицию от нынешней власти и создавать контраст, понятный избирателям и ожидаемый ими.

И вот тут-то и появляется главный козырь: "Эта власть - чудище обло, стозевно, лаяй..." (Я не продолжаю, вы все это в школе проходили). "..., и потому победить ее невозможно. Все равно напишут в протоколе, что им нужно. А сейчас они еще затеяли игру в имитацию честных выборов. И в этом участвовать совсем уже неприлично".

Никогда не было и не будет абсолютно эффективных репрессивных режимов. Судьба всех бывших тому свидетельство. Так будет и с этим. Но что при этом станет со страной и со многими из нас, зависит от того, что мы будем делать сейчас, и какие для этого есть предпосылки в самом режиме".