© РИА Новости / Евгений Биятов

"Главное событие этого дня, безусловно, пленарное заседание с участием премьера Медведева. Участники заседания - люди хорошо известные и уважаемые в мире: первый замдиректора МВФ, бывшие премьеры Австралии и Польши, глава одной из крупнейших мировых компаний, ведущий колумнист Financial Times. Люди, которые много знают и много повидали, к чьему мнению стоит прислушаться и чей опыт может оказаться полезным", - пишет экономист в своем блоге.

"Заседание началось, а кресло премьера Медведева пустовало. Прошла половина заседания - ничего не изменилось. Российский премьер появился на последней четверти сессии, когда все участники уже подробно высказались и ответили на вопросы ведущего.

Готов поверить, что премьера Медведева задержали неотложные дела. Что по сравнению с ними заседание какого-то форума может казаться пустяками. Но мне кажется, что премьер упустил хорошую возможность узнать что-то новое и, возможно, полезное. А может быть, премьеру настолько не хотелось никого слышать, что он осознанно приехал к концу заседания. Но в этом случае ему не повезло и ему пришлось выслушать заключительные ремарки двоих участников.

Первым был бывший премьер-министр Австралии Кевин Майкл Рад, который, с одной стороны, сказал, что нет ничего более глупого, чем приехать в другую страну и начать давать там советы о том, что делать; а с другой стороны рассказал, как Австралия решала проблемы, которые во многом были похожи на российские.

Австралия - страна не только кенгуру, но и огромных природных ресурсов, и экономика на них всегда сильно опиралась. И в какой-то момент времени очередной премьер этой страны сказал: "У нас есть шанс ничего не делать и стать очередной банановой республикой. Или мы можем избежать этой участи, но нам придется провести серьезные реформы". Страна выбрала второй путь и:

- отказалась от любых попыток экономической изоляции и пошла по пути максимальной открытости экономики, став мировым лидером по участию в зонах беспошлинной торговли;

- в периоды высоких сырьевых цен направляла бюджетные ресурсы на стимулирование несырьевых секторов, чтобы снизить от них зависимость;

- ввела законодательно закрепленную норму об обязательном направлении каждой семьей 9% своего текущего дохода на сбережения, что позволило создать четвертую в мире по объему индустрию управления активами и решить проблему пенсионных накоплений; естественно, никаких государственных управляющих компаний (типа "Внешэкономбанка") там не было;

- для решения демографической проблемы (старение населения) и снижения нагрузки пенсионной системы на экономику был принят лозунг "keep the country young" (страна должна быть молодой), что подразумевает проведение активной иммиграционной политики по привлечению в Австралию молодежи.

Сознайтесь, неплохой набор. И, самое главное, абсолютно применим к российским условиям.

Вторым выступающим, кого пришлось выслушать российскому премьеру, стал первый замдиректора МВФ Дэвид Липтон - ключевая фигура в разрешении финансовых кризисов второй половины 90-х и 2008-2010 годов. Его выступление было еще более четким и совсем не содержало экономических рецептов. Он сказал, что у России нет шансов выйти даже на среднемировые темпы роста экономики, если не будет решена проблема защиты прав собственности, если не будет обеспечено верховенство права и независимость судебной власти, если не будет проводиться полномасштабная борьба с коррупцией, если частный бизнес будет находиться в запуганном состоянии и не готов будет проявлять присущую ему экономическую активность.

Выступление премьера Медведева было коротким и безликим. Вообще у меня сложилось впечатление, что хотя Гайдаровский форум и участие в нем всего экономического блока уже стали хорошей традицией, для него это выступление было в тягость. Содержательным я бы назвал лишь один тезис: что резко возрастает риск нарастания технологической отсталости российской экономики. Только вот рецепт, который был предложен премьером Медведевым, - надо собраться, обсудить и принять решение - явно продемонстрировал, что никакого другого решения, кроме как взвалить решение и этой проблемы на правительство и тощий бюджет, у премьера нет. А раз так, то нет никаких шансов на то, что властям удастся решить правильно поставленную задачу".