Voice of America, VOA

"Только вернулся в город и не очень во всем разобрался, могут быть неточности. Но три соображения про сегодняшний день", - пишет политолог в Facebook о выборах и протестах 9 сентября.

"1. Акции Навального против пенсионной реформы. Конечно, участники их протестовали не против реформы, а против Путина. Они называли это акцией против пенсионной реформы, надеясь, что те, кто против пенсионной реформы, присоединятся к ним, и их станет очень много. Но те, кто против пенсионной реформы, не присоединились к ним. В принципе, (наверное) в такой ситуации лучше проводить акции под более органичными лозунгами: "меньше врать, меньше воровать". Озабоченные пенсионной реформой поймут, что это и про них, но у них не будет ощущения, что хипстеры решают свои проблемы под их прикрытием.

2. Настоящими героями дня оказались те, кто реально против пенсионной реформы. Это проявилось в поражения властей на выборах в ряде регионов. При нынешнем уровне зачистки всей инфраструктуры оппозиции и силового давления на оппозиционные элиты эти несколько неожиданных провалов (кажется, 6 регионов) - это бомба более-менее в духе 2011 года. Надеюсь, регионалисты расскажут завтра подоплеку, почему именно в этих регионах, какова механика и пр. Я мало в этом понимаю, но политическое событие случилось, и это продолжение "кризиса пенсионной реформы".

3. Собянин. Подготовка к голосованию за мэра Москвы ясно показывала, что речь идет о большой ставке. Собянин претендует на ключевое место в раскладе "когда Путину нельзя". Задача, которая решалась в кампании по организации голосования за мэра, состояла в том, чтобы воспроизвести лужковский сценарий "добрый отец горожан", совместив его с капковским сценарием "вменяемый дядюшка хипстеров". Поэтому до поздних сумерек участников акции Навального не хватали и не били, поэтому так хорошо и успешно прошел "марш матерей". Не били за Собянина!

4. Итак, существуют две силы. Хипстеры-навальновцы, которые делают вид, что они против пенсионной реформы, хотя на самом деле они за реформу молодежную. И те, кто против пенсионной реформы и войны в Сирии (думаю, там офигенный уровень корреляции, это еще предстоит осознать, как пенсионная реформа де-легитимизировала войну в Сирии). Проблема, что эти двое не могут встретиться и узнать друг друга".