Пресс-служба Президента России

"Японская дипломатия явно пытается воспользоваться чрезвычайно скверной международной ситуацией, в которую загнала себя Москва. Международная изоляция Кремля, вызванная аннексией Крыма, секретной войной на Донбассе, попытками вмешательства в американские выборы, отравлениями в Великобритании, все усиливается. Все меньше иностранных лидеров желают общаться с Владимиром Путиным", - пишет шеф-редактор "Ежедневного журнала" в связи с вызовом японского посла в МИД РФ из-за недавних заявлений премьер-министра Японии Синдзо Абэ по поводу Курил.

"Дональд Трамп, как помним, отказался от встречи с российским лидером на саммите G-20 в Сингапуре в ноябре прошлого года. Явно желая сгладить унижение от этого отказа и создать впечатление успешной внешней политики, тогда же в Сингапуре, на переговорах с Абэ, Путин и пообещал активизировать российско-японские контакты о заключении мирного договора на основе Совместной декларации от 19 октября 1956 года.

Этот документ предполагал передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан (позже СССР дезавуировал это обещание, объяснив свои действия заключением американо-японского договора безопасности и сохранением военного присутствия США). Надо сказать, что спор о территориальной принадлежности четырех островов Малой Курильской гряды (кроме Хабомаи и Шикотана Япония претендует еще на Итуруп и Кунашир) давно превратился в неразрешимый дипломатический конфликт. Из трудов, обосновывающих позиции сторон, можно составить приличную библиотеку. Аргументы отшлифованы до блеска.

Вкратце позиция Токио основывается на том, что до 1945 года Россия никогда этими островами не обладала. Москва же утверждала, что завладела островами по результатам Второй мировой войны, что закреплено в Сан-Францисском мирном договоре, который, впрочем, не был подписан СССР. За 70 с лишним лет спор поднялся на принципиальную высоту. Его не получится разрешить на основе существующего международного права. Поэтому Япония и пытается воспользоваться сложившимися обстоятельствами.

Однако Владимир Путин заинтересован вовсе не в том, чтобы прийти к какому-то соглашению. Его интерес в том, чтобы вести бесконечные переговоры с японскими премьерами, которые, в отличие от вечного хозяина Кремля, обречены менять друг друга. И каждый, в своей самурайской наивности, будет искать и находить обещания в очередных путинских намеках. Судя по всему, Абэ попытался прояснить ситуацию. И тут же получил "ответку". В МИДе японскому послу напомнили о "неизменности принципиальной позиции России о том, что решение проблемы мирного договора возможно в условиях создания качественно новой атмосферы в российско-японских отношениях, должно быть поддержано народами обеих стран и основываться на безусловном признании Токио итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая суверенитет Российской Федерации над южными Курильскими островами".

Понятно, что никогда Токио российского суверенитета не признает. А ссылка на необходимость "народной поддержки" способна заморозить вопрос на долгие годы. В очередной раз японские расчеты на скорый возврат островов оказались призрачными. Что же касается Владимира Путина, то он рискует потерять последнего из участников "восьмерки", который еще хочет с ним встречаться".