Moscow-Live.ru / Михаил Тихонов

"Разумеется, разгон отделения политологии Вышки - это очень плохая новость, точка позора и системно ужасное событие. Потому что политология сегодня - очень важная дисциплина гуманитарного цикла. И конечно, очень (неизбежная тавтология) политизированная. В том смысле, что свободные общества уделяют большое внимание тому, как устроены политические институты, а в несвободных изучение этого предмета стремятся запретить. Тут до зубной боли все очевидно", - пишет политолог на своей странице в Facebook.

"Важность политологии в гуманитарном цикле (науках, занимающихся изучением общества в разных его аспектах) определяется тем, что современная компаративистская политология занята изучением сравнительной эффективности институтов. То есть того, что способствует или не способствует успеху обществ в долгосрочном периоде. Это, реально, тема.

Ну, и вообще, уничтожение инфраструктуры целой научной дисциплины по политическим мотивам - большое событие в жизни каждого общества.

Но я даже не об этом. Поразивший меня аспект этой истории состоит в полном отсутствии какого-то общественного, научного сопротивления происходящему. При том, что о происходящем знало уже некоторое время более-менее все научное сообщество (гуманитарного цикла, во всяком случае), информационной темой это стало только после заявления организации "Голос", которая формально имеет к этому мало отношения. Даже СМИ начали сообщать эту новость с голоса "Голоса". (Просто потому, что все научное сообщество работает в той же самой Вышке, и сочло за лучшее оставить кому-то другому оповещение мира об этом событии.)

Я тут много читаю всякого про Советский Союз, в том числе - Советский Союз 1960-х, когда "замораживали оттепель". И все время читаю про разные коллективные письма: такого-то чморили и не пускали, потому что он подписал такое-то коллективное письмо против, а такого-то - за такое. И я поражаюсь: не могу вспомнить ни одного имени и ни одного коллективного письма из нашей современности. Что мы и почему настолько хуже пост-сталинского СССР?

Все-таки (банально) нации заслуживают того правительства, которое имеют. Либо ты что-то можешь стерпеть, либо не можешь стерпеть. Фактический политический режим будет организован вокруг нижней границы твоего терпения. И все. Впрочем, это, кажется, и есть уже политология, которой теперь нет".