Пресс-служба Президента России

"Не хочется верить и не хочется соглашаться с тем, что умер кинорежиссёр Георгий Данелия. Казалось, что автор "Я шагаю по Москве", "Мимино", "Джентельменов удачи", "Афони", "Осеннего марафона", "Паспорта" и "Кин-дза-дзы" был всегда и всегда будет", - пишет предприниматель в своем Telegram-канале.

"Кто-то уже написал, что Марлен Хуциев и Георгий Данелия - люди одной профессии и одной эпохи, и ушли они почти вместе, друг за другом, и стало ясно, что та эпоха кончилась совсем.

Они оба были лириками в кино. Только Данелия называл свои бесконечно грустные, пронзительные фильмы комедиями. А когда его спрашивали, почему в комедии так мало смешного, он отвечал, что это лирическая комедия.

Данелия и родился в Тифлисе, как Хуциев, но в 1930 году. Жизнь была к нему благосклонна: хорошая семья, творческое окружение, именитые родственники (тут тебе и грузинские князья, и великий режиссер Михаил Чиаурели). И с учебой повезло - его мастером на Высших режиссерских курсах был Михаил Калатозов. И карьера в кино сложилась удачно. И на фоне всего этого тем более удивительно, откуда в его картинах столько грусти и понимания жизни.

Он поразительно умел снимать интеллектуальное кино для широкой публики. Его смотрели и интеллигенты, и простой народ, и с радостью разбирали фильмы на цитаты. Цитаты из его фильмов становились паролем для узнавания "своих", общим культурным кодом для людей, рождённых в СССР и переживших СССР. Для каждого в фильмах Данелии находилось своё - для кого глубина и сложность, для кого легкость и простота, и для всех - узнавание себя, своей жизни, жизни близких. Он все время рассказывал нам про нас.

А как он умел заставить развеселиться даже в самую тяжелую минуту - просто повторяя много-много раз незамысловатую мелодию, как в фильме "Не горюй!" И как он умел заставить плакать - не от текста, не от картинки - от намека, от внезапно накрывшего понимания - как в эпизоде со звонком в Телави/Тель-Авив в фильме "Мимино"...

Он хранил удивительную верность - композиторам, актерам, маленьким собственным традициям. Например, почти во всех его фильмах играл Евгений Леонов, и в любом фильме он пел "На речке, на речке, на том бережочке..." Вообще, музыка была главной союзницей Данелии. Его многолетний творческий союз с композитором Гия Канчели подарил нам мелодии, которые нас всю жизнь сопровождают: лейтмотив из "Кин-дза-дза", песню на стихи Шпаликова из «Слезы капали», "Чито маргарито" из "Мимино"...

Почти всегда он снимался в эпизодах в собственных фильмах, или звучал голосом за кадром. Почти всегда был автором или соавтором сценария.

Я вдруг понял, что если начать вспоминать шедевры советского кино, начиная с 60-х годов, то довольно большая их часть придется на долю Данелии. Помните, как смотрится "Я шагаю по Москве"? Фильм, вроде бы, ни о чем, а оторваться невозможно. В этом фильме впервые появился на экране Никита Михалков, и был хорош. И сколько потом было снято - любимого, сто раз пересмотренного и нестареющего.

Жалею, что не был с ним знаком и не говорил ни разу. Сказал бы ему, что главный его дар - показывать нам, как мы выглядим со стороны. У него это здорово получалось".