© РИА Новости / Валерий Мельников

Оппозиционер, месяц назад уехавший из России в Литву, объясняет в Facebook, почему отказывается от участия в думской кампании. Он не намерен возвращаться в страну и полностью сворачивает политическую деятельность из-за давления силовиков.

"Кое-какую информацию я собрал. И принял следующие решения:

1. Не планирую возвращаться в Россию ближайшие 1-2 года как минимум, а возможно, и дольше.

2. Как очевидное следствие из п. 1 - кампанию в ГД сворачиваю.

3. Надеюсь, навсегда, но (жизнь долгая) как минимум на срок, указанный в п. 1, прекращаю общественно-политическую деятельность.

Каждый сам оценивает свои риски и несет за них ответственность. В моем случае приходится оценивать еще и риски окружающих тебя людей: команды, родственников, партнеров. Эти риски сложно оценить адекватно. Объективно они, наверное, невысоки, но если вдруг реализуются, то это будет совершенно непропорционально поставленным мною целям. Вокруг меня преимущественно не "политические", у которых своя мотивация играть в эти игры. Вокруг меня люди, которые на подобное не подписывались.

Окончательно определили мое решение два события, не связанных с этой силовой линией. Первое - это развитие самой кампании. Шансы на выигрыш одномандатного округа у любого оппозиционера изначально невелики, но нельзя перепрыгнуть пропасть, если ты засомневаешься на последнем шаге. Если играть на победу, надо было не уезжать месяц назад и вообще никому о давлении не рассказывать.

Огласка и резонанс лишили меня значительной части менеджмента кампании и технологов (людей можно понять), а это вылилось в потерю темпа и времени.
Кроме того, поплыли некоторые внешние договоренности. Кроме того, вся эта история в округе большинством избирателей, воспринимается однозначно негативно (сторонников радикального протеста среди реальных избирателей гораздо меньше, чем в фейсбуке). Ну и много всего еще.

Второе - это арест Белых (речь не об обстоятельствах дела, а о том, кто провел задержание и как подали в СМИ). Белых для меня всегда был примером того, как вполне себе либеральный разумный человек не из питерского клана может занять достойное место в системе.

А за некоторое время до его ареста я разговаривал с одним умным человеком о своей ситуации. Он сказал: ну вот даже если проскочишь? Это значит, ты вопреки системе прошел. Это могут не простить. Ты думаешь, мандат от чего-то гарантирует? Такого ведь тоже могут потом показательно наказать, т.к. глаза мозолит.

По результату у меня следующая бухгалтерия продолжения участия в кампании: вероятность выиграть выборы - 20% (кто-то скажет много, но некоторые считают, что больше). Вероятность сесть самому или еще хуже - не самому - 20% (кто-то скажет, много, но некоторые оценивают и в 90%). Вероятность потратить еще 1 млн долларов - 100%.

Я вообще, по жизни, авантюрист и мог бы сыграть и при таких шансах, если б не соображение, что даже выиграв, можно вскоре сесть, причем, скорее, не самому. После того, как мой конфликт с системой стал публичным, шансы этого резко возросли.

Чего я точно не буду делать, так это взаимодействовать с различными "эмигрантскими" политическими структурами. У меня в России много родственников и друзей, и я не хочу больше представлять ни для кого оперативный интерес. Все политические проекты в России закрою, включая Фонд поддержки свободных СМИ. (Может, нужен кому? Отдам в хорошие руки).

Прошу прощения у избирателей, успевших в меня поверить. Перед "Яблоком" и командой извинился отдельно. Россия - крайне непредсказуемая страна, а я готовился к шахматной партии, а не к раунду в бокс".