Pixabay.com
 
 
 

"Мы удивляемся китайцам, которые любят свой социальный рейтинг. Сейчас там новое приложение, которое показывает тебе всех должников в радиусе 500 м, и если ты видишь, что этот человек делает крупную покупку или сидит в дорогом ресторане, ты немедленно об этом сигнализируешь", - пишет профессор НИУ ВШЭ в Facebook.

"И все довольны, особенно образованные жители крупных городов, и все добровольно подключаются к системе, чтобы получить бонусы типа дешевого кредита без поручителей, доступа в дорогие отели и элитные школы и проката машины без залога. Санкции для лузеров, ништяки для большинства. (Правда, через пару лет санкции будут для всех, и уже не за долги, а за мысли, но об этом пока не думают).

Но полагаю, что у нас, когда этот рейтинг введут (а это вопрос ближайших лет), реакция будет примерно той же, все с удовольствием включатся в коллективный перестук. Потому что привычка к общинному морализаторству неистребима и особенно видна по соцсетям.

Помню, пару лет назад я, выпив и разомлев, написал ностальгический зимний пост про то, как за окном холодно, а я сижу с бокалом итальянского вина в любимом норвежском свитере. О, что я услышал в ответ! Особенно норвежский свитер глубоко уязвил комментаторов, которые десятками язвили о моем гнилом западничестве и богемном декадансе. Или вот на прошлой неделе - пишу, как возвращаюсь с мороза на крылечке в тепло натопленного дома, а мне в ответ - зачем жарко топить, это неэкологично и аморально. Пишу, как камера ГИБДД мухлюет, приписывая пару км/ч превышения, необходимых для штрафа (и другие водители шлют фото с той же самой камеры, откалиброванной в пользу государства) - а мне в ответ опять десятки доброжелателей: "А ты вообще не превышай, куда торопишься, реализуешь свои комплексы за рулем, ставишь под угрозу жизни". (Мне, едущему со скоростью 125 км/ч на автобане, где весь поток на протяжении сотни километров от Волоколамска стабильно идет 130, допустимые камерами). И тут же квалификация и оргвыводы: профессор либерального вуза публично признается в преступлении, а имеет ли он право называться либералом, говорить о правах человека и вообще учить студентов?

И конечно, Европа, argumentum ad Europam. "В Европе за тепло в доме заплатишь кровью". "В Европе за превышение более 3 км/ч распнут". Европа как высшая моральная инстанция, как отцовское супер-эго для нашего мятущегося id. (Хотя итальянское вино и норвежский свитер для него тоже табу, ибо понты и непатриотично. К Европе надо апеллировать абстрактно, сидя в валенках со стаканом водки).

И вот я думаю, а так ли мы отличаемся от китайцев. Они в первом поколении переехали в бетонные муравейники из деревень и городских глинобитных хутунов-коммун, где все наружу и все друг друга знают, и следят, и докладывают старосте. Мы во втором-третьем поколении -- переехали в те же панельные муравейники из коммунальных квартир с бельем на кухне и детской ванной в коридоре, из бараков, тесных крестьянских дворов. Общины цепко держат наши общества, превращая социальную жизнь в непрекращающееся партсобрание. "А из зала мне кричат: давай подробности!"