Global Look Press

"А тем временем главная европейская тюрьма народов - Испания - сделала большой шаг к краху. Парламент Каталонии таки принял закон об "обязывающем характере" референдума об отделении 1 октября. Учли, так сказать, опыт Брекзита и собственного референдума-2014. В законе говорится, что в случае положительного исхода референдума независимость должна быть объявлена в течение 48 часов", - пишет политолог на своей странице в Facebook.

"Блок сторонников независимости - "Вместе - Да!" плюс партия левых муниципальных автономистов CUP имеют 72 штыка в палате из 135 рыл. Еще 11 у популистов-леваков из местной дочки Podemos, которые воздержались. Три партии, выступавшие против отделения, покинули зал заседаний, обладая явным меньшинством.

Что любопытно? "Вместе - Да!" (в смысле Да - независимости) обещали на выборах 2015 года решить вопрос в течение двух лет. Шансов сдержать обещание у них практически не было в силу умелой мадридской стратегии (о ней ниже). Но они пошли ва-банк. Внесли закон чуть ли не с голоса - проголосовали повестку - прошли в течение суток все процедуры (пусть и не без проблем), пособачились с оппозицией - и в итоге закон приняли. Мяч, так сказать, на стороне Мадрида.

Стратегия кастильцев. Она предусматривала создание эшелонированных юридических механизмов сопротивления, причем как "глобальных" - запреты референдума как такового через мадридские суды, так и локальных - адресное давление на активистов Каталонии.

Принят закон, дисквалифицирующий с госслужбы и грозящий немыслимыми наказаниями тем гражданским служащим, которые участвуют в мероприятиях, запрещенных центральными судами. То есть, по замыслу центральных испанцев, референдум о "независимости" будет проводить некому.

Любой служащий\депутат\чиновник, участвующий в подготовке\деятельности избирательных комиссий, будет немедленно уволен и даже рискует подвергнуться уголовному преследованию. Грубо говоря, Мадрид в лучших своих традициях демократично обещает простую вещь: "Если ты, мерзкая каталонская училка, сядешь - тварь такая - в избирательную комиссию, то мы тебе - гадине - обещаем, что работу ты больше никогда не найдешь по специальности. А получится у вас - не получится - еще бабушка генералиссимуса Франко надвое сказала". Демократия, в общем, уважение и открытое общество.

При этом в адрес организаторов первого референдума 2014 года идут активные следственные действия, так как они, по мнению кастильцев, "все разворовали", суммы ущерба и "штрафа" обещанного насчитали в миллионы евро. И грозит им больше и реальнее, чем министру Улюкаеву".

"Любопытно, что пока лояльные Мадриду партии дрались как львы в зале заседаний каталонского парламента, противостоя большинству на каждом клочке бумаги, на которой написан закон, - от (обоснованного) вопроса, кто и на каких основаниях сформирует комиссию избирательную до мелкого процедурного шулерства, - кастильцы сбились на банальную истерику.

Стервозная дама, первый вице-премьер Рахоя - Сорайа Саенц де Сантамария, вопила, что никогда не видела ничего более антидемократичного (это в парламентской-то процедуре продвижения уверенным большинством решения!), брызгала слюной, обзывалась бандитами и обещала всех пересажать в эфире национального ТВ. Судя по ее выступлению, никакого даже желания двигаться не то чтобы к компромиссу, а просто "поговорить" у кастильцев не было уже утром.

При этом сформированное Рахоем правительство меньшинства не выглядит способным вести сильную (и единую) политику. Так что тут более чем уместен совет Маккейна Трампу по Северной Корее: "Когда ты обещаешь что-то сделать, неплохо бы тебе самому быть уверенным, что ты на это способен".

"Ну разве что можно попробовать выиграть референдум. Хотя вряд ли это будет сделать легко, если стиль мадридского предложения, явленный сегодня, останется неизменным. А он, скорее всего, не имеет шансов поменяться, потому что кастильцы и прокастильские политические силы для начала разговора требуют отменить автономию Каталонии и ввести в ней прямое центральное правление. То есть реально вернуться в дивные времена генералиссимуса.

Так что запасаемся попкорном. Шансы на то, что в течение 5 лет привычная нам Испания прикажет долго жить, я бы оценил как высокие. Ну и к нашей повестке. И в партии Рахоя (та самая Сантамария), и в парламенте Каталонии (причем и со стороны каталонцев - Карме Фуркаделл, так и со стороны, например - "граждан" промадридских - Инес Арримадас) - таки дамы. Политика - таки женское дело.

А пока девушки работают народными трибунами, молодые люди убеждают под кофеек друг друга в правых мадридских боевых листках, что Каталония никогда не будет свободной. А если будет, то в ЕС не войдет. И в НАТО. И госдолг у нее. И вообще "все сложно".

Мир меняется, в общем".