Global Look Press

"Александр Сокуров - один из самых серьезных российских режиссеров последних десятилетий. Но это не просто одаренный художник. Это человек, который в своем творчестве проанализировал и понял саму природу тоталитаризма. То, что именно он заговорил с Путиным об Олеге Сенцове, не случайность", - пишет обозреватель в блоге на сайте радио "Свобода" (перевод публикации приводит "Меридиан Севастополь").

"Он знает, что авторитарным правителям необходим их собственный комфортный мир. Мир, в котором все аплодируют. Мир, в котором никто не понимает, что король голый.

Сокуров не просто заговорил с Путиным о милосердии по отношению к Сенцову - так уже было, даже всегда лояльный Никита Михалков к этому призывал. Сокуров заговорил о невиновности Сенцова. Он дал понять Путину, что мир прекрасно знает: российский правитель, лживый и жестокий, удерживает в тюрьме невиновного. Что он наказывает за мысли, а не за поступки.

Путин, конечно, привычно сослался на правосудие. Рассказал Сокурову, что в России решает не он, а суд. Но все участники разговора ‒ и Путин, и Сокуров, и собранные в Кремле деятели культуры ‒ знали, что Путин лжет. И Путин понимал: они знают, что он лжет. По лицу Путина видно, что ему не очень комфортно".

"Это очень важно ‒ запустить в мозг диктатора мнение, что издевательства над Сенцовым и другими невинными заложниками ‒ не победа, а поражение. И что все это видят, просто опасаются сказать в лицо. Такое мнение убивает. Эту анатомию понимания, что другие могут не считать тебя великим, а взамен скрывают правду, прекрасно описал другой великий художник - Михаил Булгаков - в произведении "Бег". Диалог Хлудова и солдата ‒ классика авторитарного разочарования. Белый генерал Хлудов повесил солдата, который сказал ему правду. Однако Путин с Сокуровым не расправится. И будет жить с подозрением, что окружение знает о его ничтожности.

Возможно, именно эта мысль и заставит его освободить Олега. Сокуров все правильно рассчитал. Ведь в своем творчестве он пытался понять, как мыслил Гитлер и как мыслил Ленин. Анатомию мыслей другого преступника при власти он смог раскрыть прямо во время заседания президентского Совета по культуре".