Moscow-Live.ru

Политолог в своем блоге отмечает легкость, с которой Москва и Анкара поссорились, а затем помирились, и говорит о том, что обе страны очень похожи по многим внутренним и внешним политическим установкам. Сходство он видит и между правителями соседних государств.

"Так бывает, когда ссорятся и мирятся очень похожие режимы. Скорее, не правительства, а кланы, которые, по-сути, – "два сапога пара". И это не игра слов. Турция и Россия, как ни парадоксально, действительно очень похожи.

Обе страны хотели, чтобы Европа признала их Европой, но потерпели в этом неудачу. Большая часть граждан – и там, и здесь – никогда не жила по-европейски и поэтому оказалась не готова так жить. Правящие группы обеих стран особенно этого хотели, особенно оказались не готовы и за это очень сильно обиделись на Запад.

И Турция, и Россия заигрывают с исламистами, хотя делают это по-разному. Турция пытается использовать в своих целях международные джихадистские организации – от "Братьев-мусульман" до ИГИЛ (в РФ запрещен). Россия попыталась достичь стабильности на Северном Кавказе, заменив "плохих" исламистов на "хороших" в лице Р. Кадырова.

В обеих странах правители хотят править вечно и максимально расширить личную власть. Россия пришла к этому одним путем, Турция идет другим, но суть и результаты весьма похожи.

Вышеперечисленные факторы привели к росту национализма и возрождению имперских амбиций. В одном случае – "неоосманство", в другом – странная смесь ностальгии по царской империи и сталинской. И российский, и турецкий имперские проекты антиисторичны и лишены экономической базы, но в обеих странах правители упорно пытаются их осуществить.

Плачевные экономические последствия и там, и здесь списываются на происки внешних врагов и мифических национал-предателей. Возрождается "психология осажденной крепости".

Наконец, обе страны испортили отношения с соседями и завязли в гибридных войнах. Если кто не знает, этот термин означают такую войну, где воюют то ли солдаты, то ли боевики, то ли местные повстанцы, то ли интервенты.

"Будь я гражданином Турции, я бы имел право сказать турецкому президенту: "Видите, к чему привели Ваши идеологические эксперименты, заигрывания с опасными силами, замена нормального пути мифами, то есть отказ от модернизации в политике и экономике и попытка реставрировать старое, безнадежно отсталое мировоззрение? Сверните с этого пути, пока не поздно. Хотя, возможно, уже действительно поздно".

Но я гражданин России, а не Турции. Поэтому те же самые слова – но обращенные к властям России".